От автора системы

Сайт устарел!

Переходите на новый сайт eds12.ru

От автора системы

 

 У читателя может возникнуть вопрос «Зачем изобретать «велосипед», если есть широко распространённый скуба (акваланг), с которым можно запросто нырнуть на глубину 40 метров?».

Расскажу почему я сконструировал такой аппарат.

Не хотелось  тратить минимум 100 тыс. руб  на компрессор для зарядки баллонов скубы, ведь это всё-таки развлечение и  есть  более важные дела, это, например, ремонт квартиры, покупка нормального автомобиля и др.

Ненавижу от кого-то зависеть, а именно постоянно искать, просить  и ездить на платную заправку баллонов скубы в дайв-центр или пожарную  часть, а подстраиваться под графики выездов с дайв-центром не всегда возможно.  При этом не хотелось гадать, при выезде от дома на значительные расстояния, будет ли  недалеко от места погружения дайв-центр или пожарная  часть для возможности заправки баллонов.

В основном езжу на «нырялку» один или с другом, при этом погружения осуществляю в одиночку без пони-баллона, поэтому глубины в 10 м мне вполне хватает (с учётом видимости наших водоёмов). Наличие постоянной связи с поверхностью тоже плюс в плане безопасности, поскольку всегда известно местонахождение подводного пловца (при использовании скубы наличие каната с буйком, закреплённого на талии  подводного пловца, было бы обязательно). А по звуку работающего компрессора можно судить, что человек дышит.

Расскажу о некоторых узлах аппарата. 

О шлангах

Кому-то покажется, что шланг, идущий с поверхности, это всё в прошлом, но тут есть свои плюсы. Наличие второго шланга и специального  лёгочного автомата позволяет отводить выдох на поверхность, поскольку пузырей  нет,  меньше шума (со скубой это невозможно). Из своих ощущений могу сказать, на вдохе есть только слабое шипение от движения воздуха в лёгочном автомате и ещё тише шипение в момент выдоха. У меня ещё есть вариант аппарата с одним шлангом,так вот,разница ощущается существенная. При погружении с вариантом удаления воздуха через второй шланг можно намного чаще увидеть рыб и на более близком расстоянии, они спокойнее себя ведут. Когда был на озере Иткуль, в Хакасии, наблюдал за окунями (некоторые были весом около 1 кг) в течение 5-15 мин на расстоянии вытянутой руки. Но всё же, некоторые виды рыб реагируют на это слабое шипение.  Тут важно делать вдох-выдох  как можно медленнее.

Как было сказано выше, в случае, если человек погружается в одиночку, то наличие каната с буйком, закреплённого к поясу, обязательно для указания местонахождения подводного пловца. Тогда не проще ли вместо каната использовать шланг, а вместо буйка - надувной круг с агрегатом подачи воздуха и тогда компрессор высокого давления уже не нужен?

Возможно, кто-то из «закостенелых» дайверов- аквалангистов будет бить себя кулаком в грудь и с пеной на губах доказывать, что глубина  10 м это очень мало.  Согласен, если погружаться на Красном море или ещё где-нибудь в тропических морях и океанах, где видимость  десятки метров. Если же взглянуть на наши водоёмы, то в большинстве их видно что-то до глубины 4-7 м, дальше - термоклин и очень мутная вода. Конечно, есть озёра и карьеры,в которых можно что-то увидеть на глубине 40 м, но их очень мало.  Ещё раз повторюсь, аппарат создавался именно  для наблюдения за подводным миром, а ведь самое интересное как раз сосредоточено в  основном на глубине до 10 м.  

О надувном круге

 Изготавливается из ПВХ подобно тому, из которого делают лодки, имеется два независимых отсека. Проводил следующий эксперимент: полностью удалял воздух из большего отсека круга,  меньший наполнял воздухом, закреплял в аппарате аккумуляторную батарею (18 кг) и всё это опускал в воду. Конечно, подачи воздуха не будет, поскольку компрессор оказывается в воде, но аппарат всё равно удерживается на поверхности воды, соответственно, местонахождение подводного пловца обозначено.

  На аппарате можно закрепить небольшой рюкзак и положить в него одежду, телефон, фотоаппарат, другие необходимые вещи и буквально кочевать. Я так  делал, когда был на Чёрном море: складывал в рюкзак одежду, телефон, фотоаппарат и проплывал вдоль побережья за один день около 4 км, на остановках отдыхал и фотографировался, в конечном населённом пункте брал такси и ехал домой.

К тому же, на поверхности всегда можно ухватиться за рукоятку надувного круга и спокойно доплыть до берега в аварийных ситуациях.

Об аккумуляторных батареях

Существует мнение, что аккумуляторные батареи долго заряжаются, чуть ли не половина суток, это не совсем так.

В аппарате используется герметизированная свинцово-кислотная аккумуляторные батарея (технология AGM), способная принимать зарядные токи до 0.3*С, где С ёмкость батареи А*ч. Сам полностью заряжал батарею у этого аппарата за 3-4 часа с помощью зарядного устройства. Ещё подключал батарею аппарата (батарея была разряжена на 80%) к клеммам батареи автомобиля (Subaru Impreza) с помощью проводов для пуска двигателя от постороннего источника,  при холостых оборотах двигателя  зарядный ток был около 40 А! Таким током  можно осуществить  заряд ещё быстрее (некоторые модели аккумуляторов, например,  «Оптима», допускают такие зарядные токи).

По экономическому фактору аккумуляторная батарея получается существенно дешевле в использовании, чем платная заправка баллонов скубы. Судите сами, средний ресурс герметизированной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи при грамотной эксплуатации 200 циклов разряд-заряд, батарея ёмкостью 50 А*ч  обойдётся примерно в  4000 руб., если же заправлять баллоны скубы 200 раз по 100 руб.  получим 200*100=20000 руб. разница заметна. За один год, если сделать 30 заправок скубы, уйдет примерно 3000 руб. конечно, сумма небольшая, но всё же можно что-нибудь прикупить к снаряжению.

О ресурсе аппарата

Кому-то может показаться, что ресурс подобно аппарата,  как у китайского пылесоса. Скажу только одно, всё зависит от компрессора, поскольку он - самая изнашиваемая и дорогая деталь. С этим аппаратом я провёл под водой примерно 80 часов (около  40 часов работы компрессора), разбирал и осматривал компрессор, не обнаружил ничего, что бы уже указывало на износ и ближайшую замену деталей. Время покажет. В сервис-центре утверждали,  что ресурс компрессора примерно 300 часов. Есть сервис-центр этих компрессоров в Москве, новые же стоят около 5000 руб. и купить можно практически в любом крупном городе.

За время эксплуатации не было ни одного отказа аппарата, за исключением страдающего от морской воды внешнего вида (окисляла алюминиевые и оцинкованные детали). Были,  конечно, недостатки, которые в процессе эксплуатации выявлял и устранял. В настоящее время только наслаждаюсь использованием аппарата, свободой поездок и его бесшумностью.

Об аварийных режимах

Всё же мне было интересно провести эксперимент с  имитацией отказа компрессора или разряд аккумуляторной батареи. Я намеренно отключил компрессор кнопкой и нырнул на глубину 10 м. Несколько десятков секунд дышал воздухом, накопленным в баллоне, разницы при этом никакой не ощущал, но потом начал замечать более тихое шипение и увеличившееся усилие при вдохе. В этот момент я стал подниматься на поверхность. В момент подъема успел сделать три глубоких вдоха. Тут главное не мешкать, поскольку если не обращать внимания на эти признаки (более тихое шипение и увеличившееся усилие при вдохе), то резко наступает момент, когда вдохнуть уже невозможно.

Вес аппарата

Вес аппарата с аккумуляторной батареей, шлангами и надувным кругом около 45 кг, это, конечно, немало, с бензиновым двигателем подобный аппарат получился бы намного легче, но тут всё же есть опасность попадания выхлопных газов на дыхание, да и эти двигатели шумят сильно. Аккумуляторную батарею с аппарата можно быстро снять, открутив руками две гайки-барашки. При выездах на «нырялку» на собственном автомобиле проблем с транспортировкой нет, а ехать на поезде или автобусе лучше, конечно, вдвоём, например с другом. Хотя, я в одиночку ездил с этим аппаратом на поезде до Чёрного моря. Главное- успеть сесть или сойти с поезда, а там ловишь такси и едешь куда надо.

О прокате

Исследовал на Чёрном море интерес отдыхающих к прокату аппарата. Мало кто нырял глубже 3 м, а по времени дольше 10-15 мин. не потому что боялись, а то что не умея продуваться почувствовав боль в ушах глубже не лезли, для первых впечатлений отдыхающим было достаточно. Отсутствие баллона скубы, с которым порой новичку неповоротливо, связь посредством шланга с поверхностью делает погружения более простыми и доступными, такое плавание очень похоже на ныряние с трубкой и маской. Поскольку время пребывания под водой незначительно, отпадает необходимость в гидрокостюме, надевается грузовой ремень, ремень со шлангом, маска и вперёд. При этом прокат возможен в двух вариантах:

 

- для неопытных пловцов аппарат располагается на лодке с инструктором;

- для более опытных аппарат располагается на специальном надувном круге, инструктор рядом на лодке.

В заключение

Возможно, кому-то из читателей захочется самостоятельно изготовить подобный аппарат. Хочу предостеречь, всё не так просто, в конструкции аппарата много технических особенностей, которые, если не учитывать, могут привести к внезапному прекращению подачи воздуха, отравлению и даже худшим последствиям. Методом проб и ошибок совершенствовал аппарат  в течении более чем трёх лет. При изготовлении опытного образца много времени ушло на поиск подходящих деталей, материалов  и комплектующих, зачастую приходилось заказывать из другого города, возникала сложность в приобретении деталей и материалов в малых количествах, поскольку многие фирмы заказные позиции продают оптом. Можно, конечно, при самостоятельном изготовлении выиграть в стоимости, но при этом можно потерять очень много времени и непонятно, что ещё получится. 

патент на изобретение

патент на полезную модель 

 

Просьба написать своё мнение, от которых будет зависеть производство подобного аппарата.